Государственная Дума РФ >> Законопроект № 496225-8

Государственной Думой РФ рассматривается законопроект № 496225-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» в части защиты физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, и повышение их доверия к рынку капитала.

Текст внесенного законопроекта (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку)>>

Пояснительная записка к законопроекту (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку)>>

Ссылка на источник >>

Обзор документа

Законопроектом предлагается установить обязанность брокеров заключать с неквалифицированным инвестором договор о брокерском обслуживании, предусматривающий право брокера использовать в своих интересах денежные средства и (или) ценные бумаги клиента или вносить в договор изменения, предусматривающие указанное право, только при наличии положительного результата тестирования, проведенного в соответствии со статьей 512"1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - тестирование). Данная мера позволит повысить информированность неквалифицированного инвестора о последствиях и рисках использования его активов для обеспечения исполнения и (или) для исполнения брокером собственных обязательств и (или) обязательств, подлежащих исполнению за счет других клиентов брокера.

Законопроект предусматривает включение облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями (за исключением облигаций с ипотечным покрытием и облигаций, выпущенных специализированным обществом проектного финансирования, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит Российской Федерации или государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» либо АО «ДОМ.РФ»), в число финансовых инструментов, доступных неквалифицированным инвесторам только после тестирования. Указанные положения законопроекта направлены на усиление защиты неквалифицированных инвесторов - физических лиц с учётом характерного для облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями (кроме указанных в законопроекте исключений) повышенного риска убытков, связанных с неисполнением обязательств по закладываемым денежным требованиям. Кроме того, если выпуск указанных облигаций размещается в рамках секьюритизации через специализированное финансовое общество, указанные облигации фактически не гарантируют выплату инвесторам дохода и, тем самым, имеют определенное сходство с облигациями со структурным доходом, приобретение которых в соответствии с действующим регулированием требует прохождения тестирования (часть 13 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2021 года № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Облигации с залоговым обеспечением денежными требованиями также приближены по своим признакам к структурным облигациям, так как при отсутствии поступлений денежных средств по обязательствам, переданным оригинатором, у специализированного финансового общества могут отсутствовать средства на выплату номинальной стоимости облигаций при их погашении. При этом в настоящее время структурные облигации являются ценными бумагами, предназначенными только для квалифицированных инвесторов (пункт 6 статьи 271"1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № Э9-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Законопроектом также предусматривается увеличение со 100 до 300 тысяч рублей порога, в рамках которого неквалифицированный инвестор может совершить сделку, требующую прохождения тестирования, даже в случае отрицательного результата такого тестирования (с сохранением обязанности брокера или управляющей компании уведомить инвестора о рисках и необходимости для клиента заявить о принятии таких рисков). Кроме того, предлагается предусмотреть возможность комбинирования имущественного критерия для признания квалифицированным инвестором с дополнительным подтверждением брокером, управляющим, форекс-дилером или управляющей компанией паевого инвестиционного фонда наличия у физического лица знаний. При этом Банку России будут предоставлены полномочия на установление в рамках указанной комбинации требований к размеру имущества, отличающихся от требований, установленных к размеру имущества как самостоятельному критерию. Перечень видов сделок, ценных бумаг и иных финансовых инструментов, услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, в отношении которых может быть получено подтверждение наличия у физического лица знаний, также предлагается установить нормативным актом Банка России. Порядок подтверждения у физического лица знаний в рамках указанной комбинации предлагается установить соответствующим базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, разработанным, согласованным и утвержденным в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Законопроектом также предусмотрено наделение Банка России полномочиями устанавливать требования к документам, подтверждающим наличие имущества, необходимого для признания инвестора квалифицированным, что будет способствовать сокращению недобросовестных практик присвоения такого статуса. В связи с отсутствием единообразия в правоприменительной практике законопроектом предлагается исключить привязку получения статуса квалифицированного инвестора только к определенному инструменту или перечню инструментов, за исключением случая комбинации имущественного критерия с подтверждением знаний, при котором инвестор будет признаваться квалифицированным только в отношении той сделки, финансового инструмента или услуги, в отношении которых были подтверждены его знания. Таким образом, после вступления в силу закона по общему правилу инвесторы будут признаваться квалифицированными без указания видов сделок, финансовых инструментов или услуг, в отношении которых произошло такое признание. При этом лица, признанные квалифицированными инвесторами до вступления в силу закона, сохранят статус квалифицированного инвестора в отношении тех видов сделок, ценных бумаг и иных финансовых инструментов, услуг, по которым они ранее были признаны квалифицированным инвестором.

Категории:
Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Государственная Дума
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта