Плановое завершение действия временных мер регуляторной поддержки банков

Банк России в конце 2022 года отменил ряд регуляторных послаблений, предоставленных кредитным организациям (КО) для преодоления последствий санкций, и озвучил планы по постепенному выходу из оставшихся.

С учетом стабилизации экономической ситуации и восстановления прибыльности сектора КО обладают достаточным запасом финансовой устойчивости, в связи с чем Банк России принял решение не продлевать послабления, которые по плану заканчивают свое действие в первой половине 2023 года. Отдельные более долгосрочные стратегические антикризисные решения интегрируются в регулирование на постоянной основе.

Меры, которые завершают свое действие и не будут продлены

  • Отсрочка при формировании резервов на возможные потери по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера юридических лиц.

    Продление меры нецелесообразно с учетом восстановления прибыльности сектора и предоставленных долгосрочных послаблений по надбавкам к достаточности капитала. Во избежание накопления системных рисков КО должны отражать и признавать реализовавшиеся потери.

    При этом отсрочка по кредитам физическим лицам и субъектам малого и среднего предпринимательства (если платежи просрочены менее чем на 90 календарных дней) сохраняет свое действие до 31.12.2023 (включительно).

    Также отмечаем, что по разным видам требований возможно отложенное признание потерь:
     
    • до конца 2023 года КО могут не учитывать факт блокировки активов при формировании резервов (информационное письмо Банка России от 30.12.2022 № ИН-03-23/160)1. Одновременно до конца года в нормативных актах2 будет реализована возможность поэтапно признавать потери по заблокированным активам по 31.12.20323;
    • до конца января 2024 года КО могут принять решение не ухудшать оценку ссуд заемщиков-военнослужащих и членов их семей (информационные письма Банка России от 15.02.2023 № ИН-03-23/13, № ИН-03-23/14);
    • до конца 2024 года у КО есть возможность не ухудшать оценку ссуд заемщиков/контрагентов (финансовое положение, качество обслуживания долга, качество обеспечения), которые находятся под санкциями (информационное письмо Банка России от 27.12.2021 № ИН-03-23/103).
       
  • Предоставление возможности не признавать дефолт по заемщику, обусловленный действием мер ограничительного характера, в соответствии с Положением № 483-П4 и (или) Инструкцией № 199-И5, а также временно применять финализированный подход в отношении отдельных сегментов кредитных требований для КО, применяющих подход на основе внутренних рейтингов (ПВР). Прекращение действия меры синхронизировано с отменой отсрочки по доформированию резервов по юридическим лицам.
     
  • Неприменение мер за использование КО-кредиторами «старой» отчетности в отношении юридических лиц — эмитентов, КО-эмитентов / контрагентов. Продление меры нецелесообразно в связи с постепенным переходом к раскрытию информации и отчетности эмитентами и КО, а также практической необходимостью использовать в оценке рисков КО-кредиторами актуальную информацию о деятельности контрагентов.
     
  • Неприменение мер за нарушение порядка и (или) срока представления сведений об отдельных операциях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ6. С 01.06.2023 информационное письмо Банка России от 26.12.2022 № ИН-03-12/141 не применяется.

Мера, которую планируется продлить до 31.12.2023 с модификацией

  • Право не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию7, в том числе о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, связанных с этим существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.

    При этом в рамках модификации, с учетом поэтапного возобновления раскрытия информации, с 01.07.2023 будет раскрываться информация о самом факте реорганизации, а также частично информация о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.

    Соответствующее решение будет принято Советом директоров Банка России в рамках специальных полномочий8, а решение от 23.12.2022 завершит свое действие с 01.07.2023.

    Одновременно обращаем внимание, что на эмитентов также распространяется постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 3519, по которому эмитенты вправе не раскрывать отчетность и информацию (раскрывать в ограниченном формате), действующее до 01.07.2023. По данному вопросу необходимо отслеживать решения Правительства Российской Федерации.

Подходы, которые прекратят свое действие после интеграции в регулирование

  • Снижение размера «Базельских» надбавок к нормативам достаточности капитала (до нуля в 2023 году). Эта норма будет закреплена в Инструкции № 199-И, вступление в силу изменений планируется до 01.07.202310. КО должны будут постепенно к 2028 году восстановить надбавки до целевых значений (подробнее см. пресс-релиз Банка России от 30.11.2022).
     
  • Отмена использования при расчете нормативов страновых оценок Российской Федерации (в том числе в рамках расчета рыночного риска) и Республики Беларусь (действует по 31.12.2023). Планируется вступление в силу изменений в Инструкцию № 199-И до 01.07.202311, а реализация изменений в части расчета рыночного риска — в конце 2023 года.
     
  • Неприменение мер за нарушение нормативов концентрации на НКЦ и НРД12 (действует по 30.06.2023). До 01.07.202313 планируется вступление в силу изменений в Инструкцию № 199-И, согласно которым в нормативы концентрации не будут включаться остатки по заблокированным активам в НКЦ и НРД, поскольку КО в этой ситуации фактически утрачивают возможность управлять риском концентрации по таким активам.

    Кроме того, с учетом планового графика доформирования резервов по полностью заблокированным активам14 уровень концентрации по требованиям к НКЦ и НРД будет постепенно сокращаться.
     
  • Особенности учета активов, с которыми из-за санкций ограничено совершение операций или сделок, в том числе полностью или частично заблокированных, в расчете нормативов ликвидности и достаточности капитала (действует по 30.06.2023). Требование по исключению таких активов из нормативов ликвидности (Н2, Н3, Н4) и включению в расчет нормативов достаточности капитала с риск-весом 100%15 зафиксировано в изменениях в Инструкцию № 199-И, вступление в силу которых планируется до 01.07.202316.
     
  • Возможность применять банками и РНКО нулевой риск-вес для счетов типа «С», открытых в ГК АСВ (действует до 31.12.2023 включительно). Закрепление нормы в Инструкции № 199-И позволит снизить нагрузку на капитал КО при расчете обязательных нормативов. Реализация изменений планируется в III квартале 2023 года.

Информация о сроке действия иных мер, истекающих в конце текущего года, будет доведена до банковского сообщества в IV квартале 2023 года.

   

1 За исключением центральных контрагентов и КО — расчетных депозитариев, для которых действует решение Совета директоров Банка России от 29.12.2022 «О порядке формирования резервов на возможные потери и расчете обязательных нормативов небанковских кредитных организаций — центральных контрагентов и кредитных организаций — расчетных депозитариев».

2 В рамках запланированных изменений в Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», Положение Банка России от 23.10.2017 № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».

3 Для КО — расчетных депозитариев и центральных контрагентов будет предоставлена рассрочка по 31.12.2027

4 Положение Банка России от 06.08.2015 № 483-П «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов».

5 Инструкция Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией».

6 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

7 Аналогичное решение планируется и в отношении НФО.

8 Федеральный закон от 14.03.2022 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и статью 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10 Изменения в Инструкцию № 199-И находятся на государственной регистрации в Минюсте России. В случае если к 01.07.2023 они не будут зарегистрированы, мера сохранит свое действие в рамках ранее принятого решения Совета директоров Банка России до осуществления регистрации нормативного акта и, соответственно, вступления в силу соответствующих изменений.

11 См. комментарий в сноске 10.

12 НКО НКЦ АО и НКО АО НРД соответственно.

13 Изменения в Инструкцию № 199-И находятся на государственной регистрации в Минюсте России. В случае если к 01.07.2023 они не будут зарегистрированы, планируется, что мера будет продлена до осуществления регистрации нормативного акта и, соответственно, вступления в силу соответствующих изменений.

14 См. комментарий в сноске 2.

15 См. комментарий в сноске 1.

16 См. комментарий в сноске 13.

 

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Ссылка на источник >>

Категории:
Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Банк России
Стадии:
Вступление в силу
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта