Коммерсантъ >> Граждане оплатят перестраховку. Они пополнят Фонд гарантирования пенсионных резервов

Формирование системы гарантирования прав участников добровольных пенсионных программ вновь перекладывают на граждан. Создаваемый Фонд гарантирования пенсионных резервов (ФГПР) будет в основном пополняться за счет снижения доходности клиентов НПФ. Только рискованной инвестиционной политике часть средств в него будут отдавать и сами пенсионные фонды. Ранее регулятор рассматривал возможность использования страховых резервов НПФ для создания ФГРП. Возвращение к этой идее могло бы сэкономить деньги граждан, а также не ухудшать продукт негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), считают эксперты.

Источником формирования ФГПР, создаваемого в рамках системы гарантирования и администрируемого Агентством по страхованию вкладов, станут как собственные средства НПФ, работающих по НПО, так и средства самих участников добровольных программ (из пенсионных резервов). Это следует из соответствующего законопроекта, внесенного в конце прошлой недели в Госдуму.

Объем обязательных взносов будет определяться исходя из суммарного объема обязательств НПФ по НПО, а также базовой ставки и индивидуального коэффициента.
Базовая ставка на этапе накопления ФГПР, то есть до достижения 5% суммарных активов НПО, не может превышать 0,1% от обязательств НПФ по НПО, а после достижения этой планки — 0,0125%. Если произошло падение объема ФГПР, базовая ставка может быть увеличена до 0,2%. Индивидуальный коэффициент, который может быть установлен в диапазоне между 0,5 и 2, определяется ЦБ на основании стресс-тестирования, «а также результатов оценки качества активов». При индивидуальном коэффициенте, не превышающем 1, НПФ будет уплачивать гарантийные взносы полностью за счет пенсионных резервов. Если коэффициент превысит 1, то превышение будет идти из капитала фонда. «Если фонд взял на себя повышенные риски, то гарантийные взносы на покрытие этих рисков он должен платить за счет своих средств»,— полагают в ЦБ.

Система гарантирования прав участников, которую планируется запустить с 2023 года, должна «стимулировать активное участие граждан и работодателей в добровольных пенсионных программах» (см. “Ъ” от 24 ноября 2020 года). Тем не менее оплата создания корневого механизма ее функционирования, ФГПР, ляжет на плечи граждан, занижая тем самым получаемую ими доходность.

Ранее ЦБ рассматривал возможность использования для создания ФГПР страхового резерва, накопленного НПФ «для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками» в существующей системе НПО. Часть средств может быть взята из страховых резервов фондов, говорил ранее зампред Банка России Владимир Чистюхин (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года). Участники рынка отмечали, что страховой резерв у ряда фондов избыточен, «лежит мертвым грузом и не работает ни на благо участников, ни для акционеров» (см. “Ъ” от 29 апреля).

На данный момент минимальный уровень резервов — 5% от обязательств по НПО, и его формирование до этого уровня также перекладывается НПФ на своих клиентов (см. “Ъ” от 17 мая 2018 года). На конец первого квартала суммарный страховой резерв НПФ превышал 14% (186,2 млрд руб.), следует из отчетности фондов. Таким образом, создание отдельного ФГПР в размере 5% от НПО увеличит размер системы гарантирования почти до 20%. Направление же части страхового резерва, превышающего 10% от обязательств НПФ (такое превышение выявлено у десяти фондов, в том числе двух крупнейших) в ФГПР, позволило бы его увеличить до 71,2 млрд руб., то есть до 5,4% от обязательств фондов по НПО.

«С точки зрения природы страхового резерва направить его на формирование ФГПР — это хорошая идея, потому что его фонды и формировали как элемент системы гарантирования»,— считает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако такая передача столкнется с сопротивлением фондов. «Это совершенно не в интересах фондов и их владельцев — отдавать часть условно своих денег для формирования общего резерва»,— отмечает эксперт. «НПФ и так вынуждены формировать страховой резерв, а теперь им предлагается дополнительная нагрузка для формирования СГПУ»,— говорит гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев. Он отмечает, что расходы на создание системы гарантирования лягут на граждан и сделают НПО еще менее конкурентоспособным по сравнению с другими способами сбережений.

Автоматические гарантии

Согласно законопроекту «О системе гарантирования прав участников (СГПУ)», вступление в нее НПФ, работающих по НПО, будет автоматическим. «НПФ, имеющий лицензию на день вступления в силу… закона, ставится на учет в СГПУ путем внесения его Агентством по страхованию вкладов (АСВ) в реестр фондов-участников… в день вступления в силу… закона»,— говорится в документе. Фонд, получивший лицензию после вступления в силу закона, вносится АСВ в соответствующий реестр. Ранее планировалось, что вступление НПФ в систему гарантирования будет сопровождаться специальными проверками ЦБ, по результатам которых регулятор и будет допускать фонды (см. “Ъ” от 10 октября 2019 года) по аналогии со вступлением НПФ в систему гарантирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Ссылка на источник >>

Категории:
Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Банк России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта