Выступление Эльвиры Набиуллиной на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации

Добрый день, уважаемая Валентина Ивановна! Добрый день, уважаемые коллеги!

Большое спасибо за приглашение выступить сегодня.

Действительно, видим, что эпидемия коронавируса пошла на спад, ограничительные меры постепенно снимаются, граждане и бизнес начали возвращаться к обычной жизни.

Но мы должны осознавать, что восстановление не может быть мгновенным, займет определенное время, и нужно сделать все для того, чтобы это развитие базировалось на устойчивых основаниях.

Меры Правительства, в первую очередь бюджетные меры поддержки и населения, и бизнеса, ограничивают масштаб экономического спада в этом году. Равно как и антикризисные меры, принятые Банком России. Они позволяют через финансовую систему, в первую очередь через масштабные реструктуризации кредитов, смягчить удар для людей и предприятий.

Но экономика нуждается в широком комплексе мер, которые позволят бизнесу и преодолеть трудности, но и развиваться более быстрыми темпами. Банк России принимает участие в реализации тех компонентов общенационального плана, которые непосредственно связаны с финансовой системой: создание длинных денег, прежде всего для инвестиций, поддержка цифровой трансформации экономики, проектное финансирование строительства, развитие ипотеки и расширение доступности финансирования для реального сектора, прежде всего для малого бизнеса, также повышение защиты потребителей финансовых услуг. И одновременно Банк России влияет на восстановление экономики через денежно-кредитную политику, через регулирование в финансовом секторе.

Сейчас у нас есть возможности снижать ключевую ставку, опираясь на низкую инфляцию, которая была достигнута в предыдущие годы. Напомню, что нашей цели по инфляции 4% мы достигли впервые в 2017 году и с тех пор удерживаем ее на низком уровне. Мы перешли к мягкой денежно-кредитной политике, которая оказывает поддержку росту, делая деньги в экономике доступнее. В июне мы снизили, вы знаете, ключевую ставку до 4,5% — это исторический минимум. Данные, которые мы получили с момента последнего решения по ставке (в первую очередь по инфляции за июнь и начало июля), подтверждают, что у нас сохраняется пространство и для дальнейшего снижения.

Хотела бы здесь подчеркнуть, что снижение ставки в большей степени влияет на краткосрочные ставки, а долгосрочные меняются меньше — и это делает более привлекательными для граждан долгосрочные депозиты, а для банков — выдачу долгосрочных кредитов. Таким образом, наша политика не только помогает экономике вернуться к своему потенциалу, но и направлена на то, чтобы повышать предложение длинных денег, которые нужны для реализации инвестиционных проектов и более высоких темпов роста в будущем.

Банковский сектор смог не только оказать поддержку заемщикам через масштабные программы реструктуризации, которые были нужны и людям, и бизнесу, но и сохранил потенциал для дальнейшего наращивания кредитования.

Банк России принял регуляторные послабления, которые позволили банкам проводить реструктуризации не только по кредитным каникулам в соответствии с законом, но и по собственным программам без создания дополнительных резервов. Эти послабления распространяются на 85% кредитного портфеля. Сейчас реструктурировано, к настоящему моменту, кредитов почти на 4,3 трлн рублей.

Корпоративные кредиты в июне выросли на 0,5%, что сопоставимо с данными прошлого года — в прошлом году было 0,4%. При этом с начала года рост составил 3,8%, и это тоже выше, чем годом ранее, — годом ранее было 2,3%. Не могу не отметить, что кредиты малому бизнесу растут более быстрыми темпами — за пять месяцев рост на 6,4%. Да, мы, конечно, понимаем, что в этом росте кредитования есть и элемент вынужденности, когда предприятия на фоне снижения выручки берут больше кредитов. Тем не менее мы развивали и специальные инструменты для того, чтобы поддержать банки в таком кредитовании. У нас есть специальная льготная программа для малого бизнеса с лимитом 500 млрд рублей — мы ее в первые дни буквально запустили. Банки получают по ней кредиты по ставке 2,5% и уже выбрали более 300 млрд рублей из этого лимита. Возможность реструктуризации получили более 90 тыс. малых предприятий на сумму почти 690 млрд рублей — это 13,5% портфеля.

Розничные кредиты в июне тоже прибавили 1% после совсем небольшого роста в мае — 0,2%, а в апреле у нас было сокращение розничных кредитов на 0,7%. Суммарно за первую половину 2020 года кредиты гражданам увеличились на 4,1%. Это сильно ниже, чем в первом полугодии  прошлого года — тогда было 9,7%. Но тогда были повышенные темпы прироста потребительского кредитования. Мы принимали специальные меры для того, чтобы охладить этот сегмент и не допустить появления «пузыря» на этом рынке.

Ипотека замедлилась в период пандемии, как и остальные виды кредитования, но возвращается к росту, и благодаря, с одной стороны, в целом снижению, общему снижению процентных ставок и регуляторным послаблениям — мы приняли специальные меры по ипотеке, с другой стороны, конечно, — государственной программе льготной ипотеки, по которой в июне было выдано кредитов более чем на 100 млрд рублей (по нашей оценке, на эту льготную программу сейчас приходится около половины всех новых выдач ипотеки, то есть это существенная такая поддержка ипотеки).

Средняя ипотечная ставка по ипотеке достигла 7,4% в мае. Я напомню, что в апреле прошлого года она была 10,6%, существенное снижение ипотечной ставки.

Валентина Ивановна уже сказала, что есть ряд интересных идей, опыта в Башкортостане, в Краснодарском крае, где используется механизм жилищных сбережений. В рамках этого механизма люди на специальном счете накапливают средства на первый взнос и при определенном уровне накоплений человек получает ипотеку на тех условиях, которые были определены изначально. С одной стороны, банк получает устойчивое фондирование в виде накоплений и ставки по ипотеке могут быть даже ниже, чем по обычной.

В регионах, где используют этот механизм, сейчас ставки по ипотеке с жилищными накоплениями где-то 6–7%. И на наш взгляд, действительно настало время законодательно создать основы для более широкого применения такого опыта в других регионах.

Прошел ровно год с начала внедрения механизма финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу. Действительно, было очень много споров и опасений. Сейчас почти четверть жилья строится по этому механизму. Это 23 млн квадратных метров.

Банки наращивали объемы финансирования строительства, несмотря на трудности, связанные с пандемией. С марта по май кредитование застройщиков по новой схеме выросло на 41%, а с начала года — на 70%.

На 1 июня банки и застройщики оформили уже по новой схеме договоров на 1,4 трлн рублей. И я бы хотела здесь обратить внимание на ставки по такого рода кредитам. Мы проводим такого рода анализ, опрос, и ставки по этим кредитам для 55% застройщиков ниже 5%, в том числе для четверти — ниже 1%, когда большая часть средств уже накоплена на эскроу-счетах, а для оставшихся 44% находятся в диапазоне от 5 до 12%.

Теперь о новых технологических проектах в финансовой сфере.

Технологические проекты позволяют ускорить, удешевить, сделать более доступными финансовые услуги. И мы смотрим на развитие финтеха не просто как на модное направление, но прежде всего как на механизм снижения издержек для предприятий и для граждан, когда они пользуются финансовыми инструментами.

Первое — маркетплейс. Валентина Ивановна тоже об этом сказала, закон на прошлой неделе был принят в третьем чтении в Госдуме. Мы очень рассчитываем на поддержку Совета Федерации для того, чтобы наконец завершить формирование правовых условий для работы такого рода платформ, потому что эти платформы действительно делают услуги широкого круга поставщиков финансовых услуг доступными людям в любом регионе, в любом населенном пункте. Это возможность для людей выбрать более выгодное и более качественное предложение, а для финансовой системы — это, конечно же, и усиление конкуренции.

Закон о цифровых финансовых активах принят только в первом чтении Госдумой и, несмотря на несколько циклов обсуждения, пока не продвигается. Там действительно много вопросов. Но для того чтобы развивать цифровую экономику, мы должны понимать, что в ней возникнут новые активы, новые  инструменты, и для них нужны адекватные правовые рамки. Да, есть спорные вопросы, если мы их не разрешили, их можно продолжать обсуждать, но базовые вещи нужно, на наш взгляд, принимать, чтобы не тормозить развитие цифровых финансовых активов.

Технологии открывают новые возможности и для существующих инструментов и, особенно это важно, для малого бизнеса, который часто получает на практике урезанный по сравнению с большими компаниями спектр финансовых продуктов и сервисов.

В прошлом году был принят закон о привлечении инвестиций через специальные платформы — краудинвестинг. Это возможность прозрачного и ответственного привлечения широкого круга лиц, которые готовы поддержать эффективные малые предприятия, поддержать выпуск перспективных продуктов. Принцип финансирования предприятий малого бизнеса через краудинвестинг — это размещение предприятиями на инвестиционной платформе заявок на привлечение финансирования, при этом компания должна раскрыть информацию о себе и бизнес-проекте, в который привлекаются средства. Инвесторы — а ими могут быть и граждане, и компании — перечисляют средства через номинальный счет инвестиционной платформы. Сейчас в рамках общенационального плана работаем вместе с институтами развития и Правительством над тем, чтобы этот инструмент на практике развивался. В частности, на наш взгляд, нужно разработать механизм компенсации для компаний части затрат на привлечение финансирования через инвестплатформы, а также механизм поручительства институтов развития, чтобы повысить надежность таких инвестиций для потенциальных инвесторов.

Инвестиционные платформы также могут сделать более доступным для МСП факторинг. Об этом тоже очень много говорится. Это очень перспективное направление, особенно для малых предприятий, у которых часто нет оборотных средств. Но сейчас факторинг недостаточно используется — и потому что регулирование не полное, и потому что часто малый и средний бизнес боится судиться с крупными компаниями-заказчиками. На наш взгляд, через такую платформу привлечение средств инвесторов будет происходить под обеспечение правами требования на оплату продукции крупными заказчиками.

Для этого мы вместе с Корпорацией МСП работаем над механизмом выпуска и обращения «факторинговых» цифровых прав на инвестиционных платформах и системой регистрации и хранения обязательств заказчикам по платежам за продукцию МСП.

И в завершение несколько слов о защите потребителей финансовых услуг. Совет Федерации всегда с особым вниманием относился к этому вопросу, а для Банка России это один из бесспорных приоритетов в развитии финансового рынка.

И остановиться я хотела бы на двух моментах, которые только предстоит внедрить.

Первое — это действительно очень долго обсуждающийся закон о защите неквалифицированных инвесторов. Принятие этого закона давно назрело, тянуть дальше некуда. И Валентина Ивановна сказала, что на фондовый рынок, потенциал которого еще не полностью раскрыт, пришло уже очень много розничных инвесторов, домохозяйств, почти 2,5 млн человек открыли индивидуальные инвестиционные счета. И нельзя, чтобы эти люди, которые еще не успели набраться опыта на фондовом рынке, не получили необходимые знания, принимали инвестиционные решения, которые приведут к потере денег.

И поэтому, конечно, на наш взгляд, закон о неквалифицированных инвесторах нужно принимать. Дума планирует рассмотреть его во втором чтении на этой неделе. Надеюсь, что это произойдет. Было очень много обсуждений с профессиональным сообществом. Я тоже согласна, что он уже сбалансированный, и мы тоже просили бы поддержать этот законопроект, для того чтобы его как можно быстрее принять.

Также для поддержки частных инвестиций нам очень важно сохранить привлекательность индивидуальных инвестиционных счетов. Мы видим, что бОльшая часть открывается инвестиционных счетов так называемого типа А, хотя тип Б предполагает больший объем налоговых льгот для инвесторов, но средствами на таком счете тяжелее распоряжаться. Мы предлагаем внести изменения в законодательство, которые дадут инвесторам возможность частичного использования, изъятия средств с таких счетов, тех средств, которые находятся уже больше трех лет на этом счете, а также в случае, если человек берет ипотеку, если он оказался в трудной жизненной ситуации, чтобы можно было использовать часть этих средств без закрытия счета и без потери права на получение налогового вычета. И, также давно обсуждалось уже с рынком, мы поддерживаем идею увеличить лимит ежегодного взноса на инвестиционные счета с 1 до 3 млн рублей, также отменить лимит взносов при переводе средств с индивидуальных счетов типа А на счета типа Б.

И еще один важный законопроект, который вы упомянули и который связан именно с борьбой с мошенничеством, прежде всего в Интернете. Это законопроект, внесенный лично Валентиной Ивановной и рядом сенаторов, мы считаем его крайне важным. И здесь очень просим вашей поддержки. Первое чтение прошло в начале 2019 года, но с тех пор почти не сдвинулось. Этот законопроект, если будет принят, он даст возможность оперативно блокировать мошеннические сайты, пока через них не успели собрать огромные средства у граждан, которые просто не в состоянии иногда различить, где мошенники, где не мошенники, не давать людям терять деньги, а мошенникам — получать доступ к деньгам и к персональным данным людей.

Усиление в целом безопасности для потребителей финансовых услуг в Интернете — это очень важное направление в нашей работе. Например, несколько лет назад мы начали вместе с «Яндексом» маркировать настоящие сайты банков и МФО, чтобы псевдокредиторы и фишинговые сайты не могли легко заманить граждан. Позднее, опираясь на этот опыт, мы начали делать маркировку и в других основных поисковых системах.

Мы считаем, что внесение в реестр Банка России всех видов финансовых организаций (это пока сейчас не так) дает возможность потребителям проверять, с кем они имеют дело, мошенникам становится сложно выдавать себя за цивилизованных участников финансового рынка. Буквально на днях были приняты изменения в законодательство, которые ввели требование быть в реестре для ломбардов, мы считаем, что аналогичное требование должно быть распространено и на кредитные кооперативы, которыми также пользуются граждане.

И в завершение о еще одной инициативе по повышению защиты прав потребителей финансовых услуг. Эта наша инициатива вызвала много споров, обсуждений на рынке. Речь идет о страховании при получении ипотечного кредита. Сейчас львиная часть страховой премии остается у банка, то есть в страховке спрятано увеличение стоимости ипотечного кредита. Заемщик даже не знает, какая часть денег, которую он заплатил, уходит страховщику. При этом уже сегодня по такой страховке в подавляющем большинстве случаев именно банк получает страховое возмещение. На наш взгляд, правильно, чтобы ипотека выдавалась при наличии страхования и этот договор страхования заключал сам банк, а не гражданин. Если что-то происходит с предметом залога, то это бремя не должно перекладываться на заемщика, а в случае его болезни или смерти — на членов семьи. Люди не должны лишаться жилья, все должно быть покрыто страховкой. Да, мы знаем, что и банки, и страховщики не приветствуют эти изменения, потому что, честно говоря, выплачивали гражданам гораздо меньше, чем собирали с них. Эта политика, которая есть сейчас, она не в пользу клиентов. И мы считаем, что это нужно менять. Мы будем продолжать дальнейшее обсуждение, на наш взгляд, оставлять то, как есть, человека один на один с этой проблемой, нельзя.

И, завершая, я хотела бы отметить, что российский финансовый рынок развивается, несмотря на сложности, которые весь мир, и наша страна не исключение, испытал из-за пандемии, финансовый сектор справляется с вызовами, становится более гибким, отвечающим потребностям экономики в разных ситуациях, в том числе и в кризисные моменты. И это, конечно, было бы невозможно без развития законодательства. Я хотела бы поблагодарить Совет Федерации, сенаторов за активную позицию в развитии финансового регулирования, за сотрудничество и ту поддержку, которую вы оказываете Центральному банку по ключевым инициативам. Нам впереди еще очень много нужно сделать, чтобы финансовая сфера действительно помогала экономике, гражданам в этот период — и прохождения последствий пандемии, и более устойчивого развития. Спасибо большое.

Ссылка на источник >>

Категории:
Аналитические материалы Банка России
Источник:
Банк России
Стадии:
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта