Проект положения Банка России "О требованиях к деятельности организаторов торговли"

30 мая 2014 года в ЦБ РФ завершен прием комментариев к проекту положения Банка России "О требованиях к деятельности организаторов торговли".

Ознакомиться с Проектом положения Банка России>>

Обзор документа

Основу проекта положения Центрального Банка РФ "О требованиях к деятельности организаторов торговли" (далее – Проект) составила большая часть текста действующего в настоящее время Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 28 декабря 2010 г. № 10-78/пз-н (далее – Положение). При этом регулятор стремился усовершенствовать документ, обеспечивая проведение единой государственной политики в сфере регулирования организованных торгов.

Читать далее

Отметим наиболее существенные положения Проекта и изменения, коснувшиеся как текста Положения, так и требований к организаторам торговли.

В настоящее время действие Положения распространяется на всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по организации торговли в России, в т.ч. фондовые биржи. В данном нормативном акте многие требования прописываются отдельно для фондовых бирж, в частности, касающиеся раскрытия информации, расчетов коэффициентов.

В Проекте требования прописываются по отношению ко всем организаторам торговли, т.е. с учетом Федерального закона № 325-ФЗ "Об организованных торгах", к лицам, оказывающим услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Таким образом, предлагаемый Проект устанавливает единые требования к деятельности организаторов торговли как на товарном, так и на финансовом рынках (рынке ценных бумаг, валютном рынке, рынке производных финансовых инструментов), в т.ч. к порядку организации мониторинга организованных торгов, контроля за участниками торгов, хранения и защиты информации, раскрытию и предоставлению информации.

Была изменена структура текста Положения: требования к порядку расчета таких показателей, характеризующих организованные торги, как индексы, коэффициенты, цены, содержатся теперь в приложении к Проекту. Отметим, что в текст данного приложения включены в отредактированном виде требования к порядку расчета теоретических цен опционных договоров (контрактов) и коэффициента "дельта" этих договоров, прописанные в утратившем силу с 1 января 2014 года Положении "О порядке оказания услуг, способствующих заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами", утвержденном Приказом ФСФР от 24 августа 2006 г. № 06-95/пз-н. Также в приложении к Проекту содержатся и обязательные к раскрытию сведения и документы.

Как отмечается в пояснительной записке, в данном Проекте реализован комплекс мероприятий, направленных на развитие рынка производных финансовых инструментов. В частности, определяется, когда торговая система вправе оказывать услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами. Как указывается, это - случаи, когда такие договоры заключаются не на организованных торгах только при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента.

Устанавливается новый критерий приостановки торгов. Напомним, что в правила приостановок торгов несколько раз были внесены изменения, в том числе, из наиболее существенных - последний раз в 2011 году (Приказ ФСФР от 17 ноября 2011 г. № 11-60/пз-н), когда, в частности, был введен механизм дискретного аукциона.

Отметим, что в настоящее время, согласно Положению, в отношении приостановки торгов всеми акциями на биржах предусматривается обязанность организатора торговли приостановить не менее чем на 30 минут осуществляемые на основании безадресных заявок торги акциями при превышении или снижении на 15% значения фондового индекса в течение 10 минут подряд в ходе данной торговой сессии по сравнению с последним значением указанного индекса, рассчитанного в течение основной торговой сессии предыдущего торгового дня; и до конца дня - в случае превышения или снижения при аналогичных условиях значения фондового индекса на 25%. В Проекте не говорится об этом фондовом индексе, при этом вводится понятие "основной индекс", изменения значения которого будут использоваться организатором торговли для приостановки организованных торгов. Предъявляемые к нему требования в основном аналогичны предъявляемым в настоящее время к упомянутому фондовому индексу. Отметим, что основной индекс будет рассчитываться по ценным бумагам, включенным в котировальный список первого (высшего) уровня.

Теперь, в соответствии с Проектом, устанавливается значение критерия приостановки. Оно равняется относительному значению стоимости под риском, рассчитанной с уровнем надежности не менее 99 % на временном интервале 1 торговый день, округленному до целого числа в большую сторону. Согласно Проекту, организатор торговли приостанавливает организованные торги, осуществляемые на основании безадресных заявок, в случае повышения в течение 5 минут подряд в ходе данной торговой сессии текущим значением критерия приостановки допустимого значения этого критерия. Значения критериев приостановки определяются для основного индекса, а также для торгуемых инструментов: акций, включенных в котировальный список первого (высшего) уровня хотя бы одной биржи и (или) входящих в основной индекс; товаров, входящих в индекс(ы), рассчитываемые организатором торговли; валют, официальные курсы которых по отношению к рублю ежедневно устанавливаются Банком России. Допустимые значения критериев приостановки для торгуемых инструментов, допущенных на организованные торги, определяются не реже одного раза в год. Также Проект содержит порядок определения расчетного периода для установления допустимого значения критерия приостановки.

В отношении раскрытия информации были внесены некоторые изменения. Так, согласно Проекту, в число существенных фактов, которые обязан раскрывать организатор торговли, в частности, не вошли решения общих собраний акционеров (членов) фондовой биржи.

Кроме того, изменения затронули перечень сведений, которые организатор торговли обязан раскрывать ежемесячно. Так, в частности, этот перечень дополнен сведениями об общем количестве заключенных договоров и общем стоимостном объеме заключенных договоров (суммарно, а также раздельно по видам производных финансовых инструментов, валюты, товаров); при этом указывается, что если стороной по договору является центральный контрагент, то он раскрывает информацию только по договорам, в которых центральный контрагент является покупателем.

Также изменения коснулись и перечня информации, которую организатор торговли обязан представлять участникам в течение торгового дня. Отметим, что теперь нужно будет в числе текущей информации о последних договорах (в настоящее время – "сделках"), заключенных на организованных торгах у организатора торговли в течение данного торгового дня, сообщать о наименовании, виде, категории (типе) торгуемого инструмента и производного финансового инструмента, в то время как в настоящее время предоставляется данная информация о ценных бумагах, в т.ч. их серия, а также наименование эмитента, управляющей компании, название ПИФа, управляющего ипотечным покрытием и индивидуальное обозначение, идентифицирующее ипотечные сертификаты участия, а в отношении производного финансового инструмента – его вид. Также, в частности, необходимо будет сообщать цену закрытия по торгуемому инструменту и производному финансовому инструменту (в настоящее время – "ценной бумаги") по предыдущему торговому дню (если применимо).

Изменения коснулись и сроков раскрытия информации организатором торговли. Так, в частности, информация, касающаяся совершения в течение торгового дня договорах РЕПО по каждой ценной бумаге, цены закрытия ценной бумаги и другая информация, которую организатор торговли обязан в настоящее время раскрывать на своем сайте в сети Интернет в течение одного часа после окончания основной торговой сессии, теперь, как предлагается, должна быть раскрыта непосредственно после окончания основной торговой сессии.

Если в настоящее время регистрируемые документы раскрываются организатором торгов на сайте в сети Интернет не позднее 12 дней с момента их регистрации, то в соответствии с проектом, они подлежат раскрытию в течение торгового дня, следующего за днем получения организатором торговли информации об их регистрации Банком России.

Также, например, вводится требование к организатору торговли раскрывать на своем официальном сайте решения биржевого совета (совета секции) не позднее 2 дней после их принятия. В настоящее время подобное сообщение должно быть опубликовано на сайте фондовой биржи не позднее 3 дней с упомянутого момента (в ленте новостей – не позднее 1 дня).

Изменен срок раскрытия на сайте организатора торгов информации о наименованиях участников торгов, выполняющих обязательства маркет-мейкеров, а также размерах обязательств маркет-мейкеров. Если в настоящее время информация об изменении данных сведений должна быть раскрыта не позднее 3 дней с момента заключения, изменения или прекращения договора с маркет-мейкером, то теперь, согласно проекту положения, не позднее 2 дней с указанного момента.

В отношении требований к хранению и защите информации внесены некоторые изменения. Например, согласно проекту положения, устанавливается обязанность организатора торговли осуществлять ежедневное резервное копирование информации, содержащейся в реестрах, которые он ведет. В соответствии с действующим Положением, создание резервной копии касается обязанности организатора торговли по обеспечению хранения и защиты всей информации, связанной с организацией торговли.

В настоящее время организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и реестр клиентов участников торгов. Как предлагается в Проекте, он должен будет вести реестр участников торгов и их клиентов, объединивший сведения, которые в настоящее время содержат реестры участников торгов и реестр их клиентов. При этом в список этих сведений не вошли сведения о применении дисциплинарных мер в отношении участника торгов.

В соответствии с Проектом, перечень сведений реестра заявок, помимо той информации, которую он содержит в настоящее время, дополнен сведениями о причине аннулирования; о коде клирингового брокера (если заявка подана с указанием этого брокера). В данном реестре также должны будут указываться условия заявки, в т.ч. не только количество ценных бумаг, в отношении которых подана заявка, как это требуется в соответствии с действующим Положением, но и количество валюты, товара, договоров, являющихся производным финансовым инструментом.

Изменения затронули также и требования к порядку ведения реестра сделок (теперь это реестр договоров). В соответствии с Проектом, реестр договоров, заключенных на организованных торгах у организатора торговли, должен содержать сведения, аналогичные содержащимся в настоящее время реестре сделок. При этом этот перечень сведений корректируется (понятия "сделка" заменяется на "договор", "ценная бумага" на "торгуемый инструмент") и дополняется. Так, перечень, исключающий из стандартных условий договоров (в настоящее время – "сделок"), которые должны указываться в данном реестре, цены, категории (типы), серии ценных бумаг, дополнен. Не будет указываться еще идентификатор товара, валюты, договора, являющегося производным финансовым инструментом. Также в этом реестре необходимо будет указывать наименование торгуемого инструмента. Если им является ценная бумага, то по-прежнему, указывается наименование эмитента, вид, категория (тип), серия ценных бумаг, наименование управляющей компании, название ПИФа, индивидуальное обозначение, идентифицирующее ипотечные сертификаты участия. При этом Проект дополняет этот список: необходимо будет указывать еще наименование управляющего ипотечным покрытием и управляющей компании.

Организатор торговли теперь должен будет вести журнал заявок, поданных участниками торгов (в настоящее время, в соответствии с Положением, это не требуется). В Проекте дается перечень сведений, которые должны будут содержаться в данном журнале.

В числе технических правок ряда положений была выполнена замена в некоторых случаях понятия "сделки" на "договоры", "фондовая биржа" на "организатор торговли", "клиринговая организация" на "центральный контрагент" и др. В целях более широкого понимания термин "ценная бумага" заменяется часто на "инструмент".

Категории:
Организованные торги | Участники рынка
Источник:
Банк России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта