Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов

15 сентября 2017 года на официальном сайте Банка России опубликован проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

Ознакомиться с информацией >>

Ссылка на источник >>

Обзор документа

В проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов освещены цели и принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, применение инструментов денежно-кредитной политики и действие трансмиссионного механизма, условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики в 2017 году. Также в проекте рассматриваются сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2018-2020 годах.

Так, Банк России отмечает, что в предыдущие годы ключевыми задачами макроэкономической политики были стабилизация ситуации в реальном и финансовом секторах, снижение инфляции и оживление российской экономики после серии внешних шоков конца 2014 – начала 2016 года. В настоящее время, на этапе перехода экономики к росту, на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого развития в дальнейшем.

Указывается, что ключевой задачей Банка России на текущем этапе, а также в период 2018–2020 гг. является закрепление темпов роста потребительских цен вблизи целевого уровня 4%, а также формирование доверия к проводимой денежно-кредитной политике. В документе отмечается, что после 2017 г. не будет устанавливать конкретных дат или моментов во времени, когда оценивается достижение цели по инфляции, а будет стремиться к тому, чтобы инфляция находилась вблизи 4% на постоянной основе, от месяца к месяцу.

Для снижения инфляционных ожиданий и формирования доверия участников экономических отношений к проводимой денежно-кредитной политике Банк России продолжит активное разъяснение ее целей, принимаемых мер и результатов, а также публикацию своих оценок текущей экономической ситуации и прогнозов. Наряду с подготовкой широкого набора официальных публикаций и регулярными комментариями, отмечается, что Банк России уделяет большое внимание встречам, обмену мнениями с деловым, финансовым, экспертным, научным сообществом, представителями органов власти, планируя расширить такое взаимодействие на региональном уровне.

Отмечается, что Банк России продолжает работу по повышению качества финансового посредничества, принимая меры, направленные на расширение спектра и повышение доступности финансовых услуг при усилении защиты прав их потребителей, на внедрение новых технологий, а также повышение финансовой грамотности участников финансового рынка.

При рассмотрении работы первого звена трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Банк России отмечает, что на трехлетнем горизонте сохранится профицит ликвидности банковского сектора, ожидается увеличение его объема с 1,4–1,9 трлн руб. на конец 2017 г. до 2–3 трлн руб. по итогам 2020 года. Также предусматривается, что регулятор продолжит начатый в 2017 г. процесс постепенного сужения круга активов, которые могут служить обеспечением по операциям рефинансирования. Реализация этого решения будет происходить поэтапно, начиная со снижения поправочных коэффициентов/повышения дисконтов по отдельным группам активов.

Раскрывая меры Банка России, способствующие улучшению работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, регулятор отмечает, что 2017 г. для повышения ликвидности денежного рынка он оказал содействие запуску нового сегмента денежного рынка Московской Биржи, обеспечением на котором выступают клиринговые сертификаты участия (КСУ), было принято решение о допуске на денежный рынок корпоративных участников, что создаст условия для более эффективного перераспределения средств на нем, в том числе с участием некредитных финансовых организаций.

В документе упоминается, что Банк России проводит мероприятия по развитию рынка производных финансовых инструментов (ПФИ), реформу внебиржевого рынка ПФИ, которая направлена на повышение устойчивости данного сегмента рынка и расширение круга его участников. В частности, как отмечается, этому будет способствовать перевод стандартизированных внебиржевых деривативов на централизованный клиринг, что позволяет минимизировать кредитные риски по сделкам. При этом для внебиржевых ПФИ, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг, планируется введение маржинальных требований, которые предполагают внесение залога участниками рынка по занятым позициям.

В рамках освещения сценариев макроэкономического развития и денежно-кредитной политики в 2018–2020 годах, регулятор, формируя прогноз на ближайшие три года, полагает, что набор и характер действия фундаментальных факторов, оказывающих влияние на ситуацию в российской экономике и динамику цен, значимо не изменятся. При этом отметим, что темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5–2%.

Также отмечается, что структура экономического роста не претерпит существенных изменений. На прогнозном горизонте во всех сценариях расширение потребительского спроса по сравнению с инвестиционным спросом будет происходить более быстрыми темпами. Рост инвестиций останется умеренным как из-за дефицита новых конкурентоспособных инвестиционных проектов, так и в условиях сохраняющихся институциональных проблем, увеличивающих стоимость инвестиционных проектов и ограничивающих горизонт планирования. В документе отмечается, что в результате в случае отсутствия мер структурной политики переход к инвестиционной модели развития не начнется при сохранении сырьевой модели экономики.

В рамках рассмотрения внутренних экономических условий на прогнозном горизонте, отмечается, что по мере закрепления инфляции вблизи целевого уровня 4% Банк России видит потенциал для снижения ключевой ставки. На среднесрочном горизонте равновесный уровень реальной процентной ставки для России оценивается в 2,50–3,00%, что предполагает возможность снижения номинальной ключевой ставки до 6,50–7,00% при сохранении инфляции вблизи 4%.

В отношении внешнеэкономических условий на прогнозном горизонте предусматривается, что в указанный период сохранятся международные финансовые санкции, а их сдерживающее влияние продолжит ослабевать с учетом уже произошедшей адаптации к ним российских реального и финансового секторов.

Отмечается, что Банк России продолжит уделять большое внимание повышению устойчивости банковского и финансового секторов в целом, развитию национальной платежной системы, обеспечивая их способность обслуживать экономические отношения при любых изменениях внешней условий.

Ожидается, что привлекательность вложений в активы стран с формирующимися рынками, а также в рублевые активы сохранится, уровень процентных ставок на мировых финансовых рынках будет оставаться относительно низким, с тенденцией к плавному повышению. В этих условиях и при отсутствии непредвиденных шоков потоки портфельных инвестиций будут в основном направлены в страны с формирующимися рынками, а премии за риск на их активы, в том числе рублевые, будут в среднем сопоставимы с уровнем 2017 года. Не исключается возникновение эпизодов временной волатильности мировых финансовых рынков и потоков капитала под влиянием как экономических, так и геополитических факторов. При этом, в документе отмечается, что российские активы будут оставаться одними из наиболее привлекательных для вложений среди стран с формирующимися рынками, учитывая невысокий уровень государственного долга, достигнутую стабилизацию экономический ситуации, в том числе мерами макроэкономической политики, переход к положительным темпам роста экономики и снижение инфляции.

В документе представлены также сценарные развилки среднесрочного прогноза. Так, Банк России закладывает в базовый сценарий постепенное снижение цены на нефть до 40 долл. США за баррель к середине 2018 года. В альтернативном сценарии Банк России рассматривает постепенное увеличение цен на нефть до 60 долл. США за баррель в среднем за 2020 г. в предпосылке о более динамичном росте глобальной экономики и спроса на энергоносители, в том числе за счет Китая, а также продлении соглашений об ограничении добычи нефти в 2018 году.

Категории:
Стратегические вопросы
Источник:
Банк России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта