О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности

23 марта 2017 года Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку было принято решение рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона № 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента" (далее - Законопроект) в первом чтении.

Ссылка на источник>

Обзор документа
Законопроект предусматривает внесение изменений в федеральные законы от 07.02.2011 № 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее – Закон № 7-ФЗ), от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее – Закон № 395-1), от 29.12.2015 № 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее – Закон № 325-ФЗ), от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ).

Отметим основные предлагаемые Законопроектом изменения.

Так, в числе изменений, предлагаемых к внесению в Закон № 7-ФЗ, отметим поправки в содержание Правил клиринга. Так, в частности, согласно Законопроекту, исключается требование о наличии в Правилах клиринга размера и порядка оплаты услуг клиринговой организации, в Правилах клиринга, согласно предлагаемым дополнениям, должны определяться чрезвычайные ситуации, порядок взаимодействия центрального контрагента с участниками клиринга при списании денежных средств и ценных бумаг со счетов участников клиринга без их распоряжения в случае неисполнения такими участниками клиринга обязательств, допущенных к клирингу, а также порядок и способы подтверждения клиринговой организацией заключения и прекращения депозитных договоров, если в соответствии с правилами клиринга в отношении данного вида договоров осуществляется клиринг.

Законопроект вносит изменения, предусматривающие возможность перевода на централизованный клиринг договора, хотя бы одна из сторон которого не является участником клиринга. Так, устанавливается, что правила клиринга могут предусматривать случаи, в которых обязательство (обязательства), существующее (существующие) между сторонами договора, заключенного не с центральным контрагентом, прекращается (прекращаются) заменой новым обязательством (новыми обязательствами) между каждой из сторон указанного договора либо лицом, действующим по поручению стороны указанного договора, и центральным контрагентом.

Законопроект предусматривает обязанность участников клиринга с участием центрального контрагента предоставлять центральному контрагенту помимо информации о счетах, открытых в банках-резидентах (предоставляемой в настоящее время), также предоставлять информацию о лицевых счетах и(или) счетах депо, открытых в депозитариях и (или) держателях реестра.

Закон № 7-ФЗ предлагается дополнить нормой, согласно которой в порядке, установленном правилами клиринга, центральный контрагент вправе заключать договоры, в том числе в отношении себя лично, от имени клирингового брокера без специального полномочия (доверенности) при наличии согласия такого клирингового брокера.

Законопроект предусматривает, что в случае, если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, торговый товарный счет такого центрального контрагента открывается в порядке и на условиях, определяемых внутренним документом оператора товарных поставок. Устанавливается, что указанный документ оператора товарных поставок должен соответствовать требованиям Банка России. Отметим, что в настоящее время возможность открытия торгового товарного счета не существует при совмещении функций центрального контрагента и оператора товарных поставок, поскольку, как отмечают разработчики Законопроекта, в этом случае обязательство по заключенному договору хранения прекратится в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице.

При этом, в частности, вводится норма, устанавливающая что в случае, если центральный контрагент совмещает свои функции с деятельностью оператора товарных поставок, хранение имущества, используемого для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств, а также проведение, контроль и учет товарных поставок по таким обязательствам и возврат (передача) имущества осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены вышеупомянутым документом оператора товарных поставок.

Кроме того, предлагается дополнить Закон № 7-ФЗ положениями, предусматривающими защиту имущества (товара) клиента участника клиринга. Так, согласно предлагаемым дополнениям, имущество клиентов (за исключением драгоценных металлов, денежных средств и ценных бумаг), переданное ими участнику клиринга для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, учитывается на отдельном специальном торговом товарном счете участника клиринга. Устанавливается обязанность участника клиринга вести отдельный внутренний учет указанного имущества.

Устанавливается запрет на обращение взыскания по обязательствам участника клиринга на имущество клиентов, учитываемое на специальном торговом товарном счете участника клиринга. Предусматривается, что участник клиринга не вправе зачислять собственное имущество на специальный торговый товарный счет участника клиринга, открытый для учета имущества его клиентов, за исключением случаев его возврата клиенту.

Законопроект вводит обязанность участника клиринга по требованию клиента открыть отдельный специальный торговый товарный счет участника клиринга для совершения операций с имуществом такого клиента. Предусматривается возможность использования имущества, учитываемого на таком счете, только для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу и возникших из договоров, заключенных за счет такого клиента.

Закон № 7-ФЗ дополняется статьей, регулирующей аннулирование статуса центрального контрагента. Так, определяются случаи, в которых Банком России может быть аннулирован статус центрального контрагента:

  • в случае если деятельность центрального контрагента не осуществлялась в течение полутора лет подряд;
  • в случае неоднократного в течение одного года нарушения центральным контрагентом при осуществлении своей деятельности требований Закона № 7-ФЗ, иных федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
  • в случае неоднократного в течение одного года неисполнения в установленный срок центральным контрагентом предписания Банка России;
  • в случае аннулирования (отзыва) лицензии небанковской кредитной организации - центрального контрагента на осуществление банковских операций и (или) лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

К числу оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций законопроект относит случай, если небанковская кредитная организация - центральный контрагент в течение трех месяцев с даты аннулирования Банком России выданной ей лицензии на осуществление клиринговой деятельности и (или) аннулирования Банком России статуса центрального контрагента не изменила статус на статус банка (не изменила вид небанковской кредитной организации) либо не прекратила деятельность в порядке, предусмотренном частью девятой статьи 23 Закона № 395-1. Соответствующие изменения предлагается внести в Закон № 7-ФЗ и Закон № 395-1.

В числе других изменений, предлагаемых к внесению в Закон № 7-ФЗ, отметим исключение из него понятия "организованные торги" в связи с несоответствием определению, закрепленному в Законе № 325-ФЗ.

Закон № 7-ФЗ также дополняется нормами о депозитных договорах. В частности, вводится норма, согласно которой поступившие на клиринговый банковский счет денежные средства могут размещаться в депозит в соответствии с условиями заключенного, в том числе с центральным контрагентом, депозитного договора.

В Закон № 7-ФЗ, а также в Закон № 229-ФЗ вводится норма, согласно которой обращение взыскания на денежные средства участника клиринга, размещенные в депозит по условиям заключенного с центральным контрагентом в соответствии с Законом № 325-ФЗ депозитного договора, не допускается до истечения срока, указанного в таком договоре. По истечении срока, определенного депозитным договором, обращение взыскания на такие денежные средства, оставшиеся после исполнения (прекращения) обязательств участника клиринга по итогам клиринга и находящиеся на клиринговом счете, осуществляется не позднее дня, следующего за днем истечения указанного срока.

В числе изменений, предлагаемых к внесению в Закон № 325-ФЗ, отметим дополнения статьи 19 ("Особенности заключения на организованных торгах договоров с центральным контрагентом"), определяющие случаи в которых простая письменная форма договора считается соблюденной. В частности, согласно данной статье, в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, центральный контрагент без подачи им заявки может заключить один или несколько договоров репо с одним или несколькими участниками торгов, подавшими заявки на заключение указанных договоров, если другим или другими участниками торгов поданы заявки на размещение денежных средств (заключение депозитных договоров) при условии, что сроки, указанные в таких заявках, совпадают. Законопроект вносит дополнение, согласно которому при этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется и простая письменная форма договора считается соблюденной; документами, подтверждающими заключение и прекращение депозитного договора, являются отчеты клиринговой организации.

Категории:
Организованные торги | Контроль, надзор и отчетность
Источник:
Государственная Дума РФ
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта