Внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг

27 октября 2016 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг".

Дата окончания общественного обсуждения: 10 ноября 2016 г.

Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 2 ноября 2016 г.

Ознакомиться с информацией >>

Ссылка на источник >>

Обзор документа
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (далее - Законопроект) предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе в федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон № 208-ФЗ), от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон № 39-ФЗ), от 11.11.2003 № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон № 152-ФЗ).

Как отмечается в пояснительной записке к Законопроекту, документ разработан в целях исполнения подпункта 20 пункта 1 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 03.12.2015 (ПР-2508 от 08.12.2015), в соответствии с пунктом 5.1 (подпункты "а" – "в") Плана мероприятий ("дорожной карты") "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов", утвержденного поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова от 28.06.2016 № ИШ-П13-3745, а также содержит положения, разработка которых предусмотрена пунктами 9 и 16 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование корпоративного управления", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 1315-р.

Отметим основные изменения, которые предусматривается внести в федеральные законы.

Так, в Закон № 208-ФЗ предлагается внести изменения, в частности, касающиеся формирования комитетов совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ. Так, Законопроектом предусматривается внести дополнения, закрепляющие за советом директоров (наблюдательным советом) право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, а также предусматривающие обязательность формирования комитета по аудиту в публичном обществе из членов совета директоров (наблюдательного совета).

Вносимыми в Закон № 208-ФЗ изменениями допускается отсутствие ревизионной комиссии (ревизора) в публичных обществах, а также непубличных обществах, в которых предусмотрено формирование комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту.

В Закон № 39-ФЗ также предлагается внести ряд поправок. В частности, уточняются основные термины, используемые в Законе № 39-ФЗ, в том числе, понятия "эмиссионные ценные бумаги", "публичное размещение ценных бумаг". Так, например, уточняется, что публичное размещение ценных бумаг (размещение ценных бумаг путем открытой подписки) - размещение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и (или) с использованием рекламы. Как в настоящее время, Законопроект сохраняет положение, согласно которому не является публичным размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на организованных торгах. Отметим, что Законопроект исключает термины "именные эмиссионные ценные бумаги" и "эмиссионные ценные бумаги на предъявителя".

Читать далее

Также предлагается дополнить статью 7 Закона № 39-ФЗ ("Депозитарная деятельность") положением, согласно которому, если это предусмотрено депозитарным договором, депозитарий вправе совершать сделки займа с ценными бумагами одновременно являясь представителем разных сторон в сделке, в том числе не являющихся предпринимателями.

В новой редакции предлагается изложить статью 24 Закона № 39-ФЗ ("Условия размещения эмиссионных ценных бумаг"). В частности, согласно предлагаемым изменениям, в случае отсутствия проспекта ценных бумаг или отсутствия в нем условий размещения ценных бумаг, устанавливается, что такие условия должны содержаться в отдельном документе.

В настоящее время эмитенты обязаны представлять в Банк России отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а при соблюдении установленных условий, вправе представить вместо вышеупомянутого отчета уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Законопроект, освобождая эмитента от обязанности по представлению уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в Банк России, возлагает ее на регистратора, осуществившего ведение реестра владельцев бездокументарных ценных бумаг эмитента, или депозитария, осуществляющего хранение документарных ценных бумаг эмитента. Определены случаи, в которых уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг представляется в Банк России. В частности, указанное уведомление представляется, если размещаются облигации или иные эмиссионные ценные бумаги, не являющиеся акциями и эмиссионными ценными бумагами, конвертируемыми в акции.

Также определены условия, при одновременном соблюдении которых может быть представлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Отметим, что перечень данных условий совпадает с перечнем условий, при одновременном соблюдении которых в настоящее время (согласно действующей редакции Закона № 39-ФЗ) может быть представлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Если в настоящее время отчет или уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, то Законопроект также допускает подписание данных документов также уполномоченным должностным лицом эмитента, регистратора или депозитария, соответственно.

В настоящее время, согласно Закону № 39-ФЗ, в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем подписки срок, в который должно быть завершено данное размещение, не может составлять более одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Изменения, вносимые в статью 24 Закона № 39-ФЗ ("Условия размещения эмиссионных ценных бумаг"), сохраняют данное ограничение срока лишь в отношении размещения путем подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Как отмечается в пояснительной записке, Законопроект снимает ограничение по сроку размещения облигаций в течение одного года с даты регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, предоставляя таким образом возможность распространения практики размещения биржевых облигаций в течение всего срока до погашения биржевых облигаций на другие облигации.

Кроме того, предлагается дополнить Закон № 39-ФЗ статьей 20.1 "Особенности регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями", которая, в частности, предусматривает возможность допуска коммерческих облигаций к организованным торгам в процессе их обращения при условии регистрации биржей проспекта коммерческих облигаций. Также данная статья вводит возможность осуществления регистрации выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, подлежащих размещению в иных случаях, установленных нормативными актами Банка России, регистратором.

В Закон № 39-ФЗ также предусматривается дополнительно ввести статьи, устанавливающие особенности эмиссии акций при учреждении акционерного общества, а также особенности эмиссии облигаций. В частности, статья, определяющая особенности эмиссии облигаций, устанавливает, что решение о размещении облигаций, не конвертируемых в акции, может предусматривать возможность размещения нескольких выпусков облигаций в рамках программы облигаций (решение об утверждении программы облигаций).

В новой редакции предлагается изложить ряд статей Закона № 39-ФЗ, в том числе статью 22 "Проспект ценных бумаг". Как и в настоящее время, Законопроект предусматривает, что регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, должна сопровождаться составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг. При этом уточнены случаи, являющиеся исключением. Также, Законопроект предусматривает, что Банком России могут быть установлены различные требования к проспекту ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, а также в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего бизнеса, осуществляет ли эмитент раскрытие информации в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 39-ФЗ (т.е., в частности, в форме ежеквартального отчета), количества размещенных эмитентом в течение года выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг.

Уточняется понятие существенных фактов. Так, существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние не только "на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента", как предусматривается в настоящее время, но "и (или) на принятие решения о приобретении или отчуждении эмиссионных ценных бумаг эмитента любым заинтересованным лицом, действующим разумно и добросовестно".

Пункт 14 статьи 30 Закона № 39-ФЗ ("Раскрытие информации") содержит перечень сведений, которые подлежат раскрытию в форме сообщений о существенных фактах. Вместо данного перечня Законопроектом предусматривается установить, что требования к раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах, в том числе к составу и содержанию такой информации, определяются нормативными актами Банка России, в том числе в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, а также в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего бизнеса.

Также в отношении ежеквартального отчета Законопроект устанавливает, что требования к его форме и содержанию определяются нормативными актами Банка России. Пункты статьи 30 Закона № 39-ФЗ, устанавливающие в настоящее время требования к содержанию ежеквартального отчета, в редакции, предлагаемой Законопроектом, не содержатся.

Законопроектом также вносятся изменения в статью 51.1 Закона № 39-ФЗ ("Особенности размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов"). В частности, устанавливается, что в случае допуска облигаций международной финансовой организации к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации международная финансовая организация раскрывает информацию в объеме и порядке, которые установлены правилами российской биржи, допустившей облигации международной финансовой организации к организованным торгам. Отметим, что в настоящее время, согласно действующей редакции Закона № 39-ФЗ, информация об облигациях международных финансовых организаций и об их эмитенте раскрывается в объеме, установленном нормативными актами Банка России.

В числе изменений, предлагаемых к внесению в Закон № 152-ФЗ, отметим, что Законопроектом предлагается изложить в новой редакции норму, устанавливающую в настоящее время требования к содержанию программы жилищных облигаций с ипотечным покрытием. Предлагаемая норма определяет требования к содержанию программы облигаций с ипотечным покрытием.

Устанавливается, что положения Закона № 39-ФЗ, регулирующие осуществление эмиссии ценных бумаг, не будут применяться к ряду отношений, в частности, к связанным с государственной регистрацией выпуска акций, подлежавших размещению при учреждении акционерного общества, если государственная регистрация акционерного общества – эмитента осуществлена до вступления в силу Законопроекта.

Категории:
Эмиссия и листинг | Участники рынка
Источник:
Минфин России
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта