10.07.2014

Концепция ИИПС

(разработана НАУФОР в 2011 году в рамках предложений по налоговому стимулированию долгосрочных инвесторов на российском фондовом рынке для обсуждения в проектной группе по налогообложению рабочей группы по созданию МФЦ под руководством А.С. Волошина)

Концепция налогового стимулирования долгосрочного инвестиционного спроса населения России с использованием института индивидуальных инвестиционных (пенсионных) счетов

Далее предлагается концепция стимулирования долгосрочных внутренних инвестиционных ресурсов, предполагающая введение специального инвестиционного налогового вычета по НДФЛ для средств, добровольно направляемых в схемы негосударственного пенсионного обеспечения и страхования жизни. Кроме того, предлагается введение нового механизма долгосрочного инвестирования со льготным налогообложением - индивидуального инвестиционного (пенсионного) счета, ведение которого осуществляется профучастниками рынка ценных бумаг.

1. Инвестиционный налоговый вычет Предлагается введение отдельного "инвестиционного вычета" по НДФЛ в размере до 400 тысяч рублей в год для средств, направляемых на: а) добровольное пенсионное страхование; б) добровольное страхование жизни; в) индивидуальные инвестиционные (пенсионные) счета (ИИ(П)С).

2. Индивидуальные инвестиционные (пенсионные) счета

2.1 Общий подход

Индивидуальный инвестиционный (пенсионный) счет может открываться физическим лицом у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензии на осуществление брокерской деятельности либо деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, и включенного в специальный реестр ФСФР.

Один гражданин может иметь только один ИИ(П)С. Максимальная сумма ежегодного взноса на ИИ(П)С в течение первых двух лет с момента введения ИИ(П)С составит 400 тыс. рублей, в дальнейшем она может быть увеличиваться Министерством финансов с учетом изменения макроэкономических показателей. Максимальная сумма может быть выше для граждан старшего возраста.

На сумму средств, перечисляемых на ИИ(П)С, но не более 400 тыс.рублей в год, гражданин вправе уменьшить базу подоходного налога. Не подлежит налогообложению в части НДФЛ прирост стоимости накоплений на ИИ(П)С в процессе их инвестирования. Объектом налогообложения является доход, полученный в ходе инвестирования средств ИИ(П)С, исчисляемый как разница между внесенными средствами и фактически размещенными на счете. При осуществление расчета налоговой базы желательно также учитывать инфляцию за период размещения средств на ИИ(П)С.

ИИ(П)С может быть открыт на срок до момента достижения пенсионного возраста. Средства могут быть изъяты с ИИ(П)С лишь в следующих случаях:

- достижения пенсионного возраста, - истечения десятилетнего срока с момента открытия ИИ(П)С, - при необходимости оплаты образования детей, строительства или приобретения жилья, - признания гражданина нетрудоспособным, - в случае его смерти, когда средства на ИИ(П)С возвращаются наследникам.

В иных случаях, если средства на ИИ(П)С досрочно изымаются их владельцем, то помимо обычного подоходного налога, они облагаются дополнительным налогом по ставке 10% от суммы досрочно выводимых со счета средств.

Владелец ИИ(П)С самостоятельно принимает решения о направлениях инвестирования средств, хранящихся на ИИ(П)С, полностью неся риски снижения их рыночной стоимости.

Владельцы ИИ(П)С могут оперативно и без финансовых потерь, за исключением небольшой суммы комиссии, переводить активы со счета, открытого в одной финансовой организации на собственный счет в другой финансовой организации. При этом создание в России единого центрального депозитария позволило бы существенно упростить технологию смены места обслуживания ИИ(П)С их владельцами.

2.2 Регулирование ИИ(П)С

В ФЗ "О рынке ценных бумаг" или отдельным законом должен быть новый тип индивидуальных инвестиционных (пенсионных) счетов - ИИ(П)С, ведение которого осуществляется профучастниками рынка ценных бумаг (брокерами, доверительными управляющими). Операции по данным счетам должны подчиняться общим правилам брокерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами, правилам ведения специальных брокерских счетов, счетов депо и счетов доверительного управления, предусмотренным законодательством, с учетом следующих особенностей:

а) открытие и ведение ИИ(П)С могут осуществлять брокеры и управляющие, включенные ФСФР в специальный реестр; б) открытие ИИ(П)С возможно в своих интересах, а также в интересах третьего лица (лиц); в) активы на ИИ(П)С не могут использоваться в качестве залога; г) ФСФР устанавливает требования к составу активов, которые могут приобретаться с ИИ(П)С (банковские депозиты, акции, облигации, биржевые производные финансовые инструменты, паи ПИФов), доля активов ИИ(П)С, размещенная на депозитах должна быть ограничена 25%; д) в случае ликвидации брокера (управляющего) активы ИИ(П)С передаются другому брокеру (управляющему), имеющему соответствующее право в соответствии с указаниями клиента.

2.3. Соотношение ИИ(П)С и действующей пенсионной системы ИИ(П)С рассчитаны на активных представителей среднего класса населения, то есть людей, чьи ежемесячные доходы превышают 35-40 тыс. рублей. Данная категория лиц (около 15% населения) выпадает из зоны действия нынешней системы обязательных пенсионных накоплений, которая ориентируется на более низкие коэффициенты замещения заработной платы для более состоятельных граждан. В то же время представители среднего класса являются наиболее грамотной в финансовом отношении категорией населения, отличающейся более активной жизненной позицией. Поэтому им не в полной мере подходят действующие инструменты добровольных пенсионных сбережений, которые на безальтернативной основе предполагают необходимость делегирования участником пенсионной системы права выбора объектов инвестирования негосударственному пенсионному фонду.

В отличие от действующих схем обслуживания пенсионных накоплений и резервов в случае с ИИ(П)С действует иной механизм защиты интересов частных инвесторов. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, где открываются индивидуальные инвестиционные счета, должны предоставить клиенту возможность для самостоятельного принятия разумных и независимых инвестиционных решений. Это означает необходимость предоставления клиентам продуктов, сервисов и услуг, способных помочь клиентам правильно оценить свой индивидуальный инвестиционный профиль, произвести планирование пенсионных накоплений, составить инвестиционную стратегию, выбрать продукты и объекты инвестирования, управлять рисками, а также повысить уровень финансовой грамотности.

ИИ(П)С являются логическим дополнением действующей системы добровольных пенсионных сбережений, позволяющим через налоговые стимулы создать у представителей среднего класса интерес к долгосрочным сбережениям в инвестиционных активах в сочетании с активной ролью в выборе объектов инвестирования.

Введение ИИ(П)С, вместе с тем, не вызывает заметных изменений в работе действующих институтов и механизмов пенсионных накоплений и резервов, создавая дополнительные возможности повышения совокупного коэффициента замещения утраченного заработка для значительной части населения.

Основным отличием ИИ(П)С от продуктов, предлагаемых НПФ, является возможность владельца ИИ(П)С самостоятельно принимать решения по выбору объектов инвестирования. Он сможет приобретать те инвестиционные продукты, которые в полной мере соответствуют его индивидуальному инвестиционному профилю и возрасту. Обязанностью администратора ИИ(П)С станет предоставление сервисов, продуктов и услуг, позволяющих владельцам ИИ(П)С принимать осознанные и независимые инвестиционные решения и управлять рисками. В число услуг, доступных для владельцев ИИ(П)С, в обязательном порядке войдут сервисы по повышению уровня финансовой грамотности. Введение ИИ(П)С даст мощный импульс к созданию доступных частным лицам информационно-аналитических систем и сервисов, необходимых для принятия долгосрочных инвестиционных решений и проведения фундаментального анализа эмитентов и ценных бумаг.

2.4 Положительный фискальный эффект для бюджета от введения ИИ(П)С 

В соответствии с проведенным анализом и расчетами, введение ИИ(П)С не создаст серьезных финансовых проблем для консолидированного бюджета. Уменьшение поступлений НДФЛ в результате применения налоговых вычетов при перечислении средств на ИИ(П)С будут компенсированы за счет налогов при выплатах средств с ИИ(П)С, налогообложения дополнительной прибыли, получаемой финансовыми институтами при обслуживании добровольных пенсионных накоплений, а также дополнительной прибыли организаций, генерируемой за счет вовлечения в деловой оборот новых инвестиционных ресурсов. В соответствии с результатами анализа, потери бюджета от уменьшения налоговой базы по НДФЛ будут сведены к нулю уже на четвертый год применения ИИ(П)С. Всего же за 18 летний период действия ИИ(П)С бюджет сможет дополнительно получить налогов на сумму около 520 млрд. рублей. При этом в состав налоговых потерь не включались выпадающие доходы бюджета в результате освобождения от взимания налогов сумм прироста стоимости накоплений на ИИ(П)С в результате их инвестирования. В целях избегания двойного налогообложения данные доходы попадают в налоговую базу при изъятии средств с ИИ(П)С.

Согласно расчетам при введении индивидуальных счетов в течение 2013-2021 гг. за счет льгот по подоходному налогу потери консолидированного бюджета составят 110 млрд. рублей. При этом за счет данных льгот страна получит примерно 1,8 трлн. рублей долгосрочных внутренних инвестиций. Однако уже с 2023 г. от данных счетов бюджет будет получать чистые доходы. К 2030 г. чистый доход бюджета накопительным итогом за 2013-2030 гг. составит свыше 400 млрд. рублей.

2.5 Положительный эффект для рынка ценных бумаг и экономики

Введение ИИ(П)С позволит придать мощный импульс развитию национальной финансовой системы, повышению уровня ее конкурентоспособности. В настоящее время в России инвесторами являются 713 тыс. человек, около 500 тыс. являются пайщиками ПИФов. По количеству граждан, осуществляющих инвестирование на фондовом рынке, Россия заметно отстает не только от развитых стран, но и от многих развивающихся экономик. В соответствие с проведенным анализом введение ИИ(П)С позволит заметно увеличить количество населения, вовлеченного в инвестирование. Так, ожидается, что через два года после введения ИИ(П)С число домохозяйств, имеющих счета составит около 800 тыс., а в десятилетней перспективе превысит 6 млн.

В соответствии с проведенным анализом за первые два года после введения ИИ(П)С на них будет аккумулировано не менее 300 млрд рублей, что позволит существенно увеличить объем "длинных денег" в экономике страны. К 2030 году расчетный объем средств на ИИ(П)С должен превысить 3,5 трлн рублей.

Такой значительный приток долгосрочной инвестиционной ликвидности позволит существенно увеличить емкость рынка, обеспечить его высокую устойчивость и стабильное развитие, максимальные возможности для финансирования национальной экономики.

Кроме того, с помощью ИИ(П)С финансовые организации получат доступ к длинным деньгам частных инвесторов для продажи собственных инвестиционных продуктов и сервисов, а также продажи услуг независимых структур.

При введении ИИ(П)С профессиональные участники рынка ценных бумаг получат доступ к дополнительным источникам доходов. Они могут быть получены за счет следующих операций:

• взимания платы за ведение ИИ(П)С по договору доверительного управления в размере до 1% от среднегодовой стоимости имущества, учитываемого на ИИС; • приобретения за счет средств на ИИ(П)С инвестиционных продуктов, создаваемых финансовой группой, прежде всего, паев ПИФов; • оказания владельцам ИИС сопутствующих услуг (брокерских, по финансовому и инвестиционному консультированию, по подписки на информационные системы).

Как показывает опыт других стран, где финансовые организации открывают клиентам подобные счета, это создает возможности для перекрестной продажи данным клиентов иных услуг, продуктов и сервисов внутри данных компаний.

По нашим оценкам, доходы финансовых посредников от обслуживания ИИС могли бы составить к 2020 г. около 40 млрд.рублей, а к 2030 г. - около 190 млрд.руб. Это от 7 до 20% общих доходов финансовых посредников.

2.6 Международный опыт

С точки зрения международного опыта предоставление возможности банкам и инвестиционным компаниям открывать ИИ(П)С для добровольных пенсионных сбережений граждан является распространенной практикой, характерной для тех стран, которые достигли наиболее значимых результатов в создании эффективной пенсионной системы.

Практика индивидуальных пенсионных счетов, открываемых в разных финансовых организациях, характерна для таких стран, как США, Канада, Австралия, Гонконг, Великобритания, Япония, Швеция, Нидерланды, Польша, Германия, Ирландия, Чили. Данные страны добились более высокого уровня развития пенсионных сбережений по отношению к ВВП. Наибольшего уровня развития данная форма пенсионных сбережений получила в США в виде Individual Retirement Accounts (IRAs). Появившись впервые в США около 30 лет назад, IRAs сегодня аккумулируют 4,7 трлн. долл. и являются самой крупной формой пенсионных накоплений в этой стране, включая накопительные и распределительные корпоративные пенсионные планы и государственные пенсионные фонды. 

Источник: НАУФОР


Вернуться к списку материалов

Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта