Законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг

19 сентября 2017 года законопроект №237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг) был рассмотрен Советом Государственной Думы. Было принято, в частности, решение назначить ответственным в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по финансовому рынку.

Ссылка на источник >>

Обзор документа
Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", как отмечается в пояснительной записке, подготовлен в целях совершенствования регулирования деятельности микрофинансовых организаций и защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе введения более совершенного правового механизма защиты интересов граждан, права которых могут быть нарушены применением недобросовестных практик, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа) и возвратом долгов. Отметим основные предлагаемые изменения.

Так, уточняется определение "профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов". В частности, исключается такой критерий данной деятельности, как ее осуществление за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) ее осуществление не менее чем четыре раза в течение одного года. Таким образом, профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов, согласно Законопроекту, - это "деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом)".

Предусматривается ограничение на размер начисляемых по договору потребительского кредита (займа), срок возврата по которому не превышает одного года, процентов, сумм неустойки (штрафа, пеней) и на применение к заемщику иных мер ответственности. Согласно Законопроекту, общие условия вышеупомянутого договора должны предусматривать запрет на начисление и взимание кредитором вышеупомянутых процентов, неустойки (штрафа, пеней) и применение к заемщику иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа) до полного исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа) и выплат неустойки (штрафа, пеней), в случае, если сумма начисленных процентов по договору потребительского кредита (займа), неустойки (штрафа, пеней) и иных платежей, не входящих в подлежащую возврату сумму потребительского кредита (займа), достигнет полуторного размера суммы потребительского кредита (займа).

Также законопроектом предусматривается ограничение возможности уступки прав (требований) по договору потребительского кредита (займа): по общему правилу уступка допускается только лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или финансовому агенту.

В числе других предлагаемых изменений отметим, что Законопроект предусматривает судебную защиту требований кредитора по потребительскому кредиту (займу) только при условии, что кредитор на момент заключения договора потребительского кредита (займа) являлся лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а на момент уступки прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) - лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированным финансовым обществом или финансовым агентом.

Кроме того, Законопроект ограничивает величину цены иска кредитора в части суммы начисленных процентов по договору потребительского кредита (займа), срок возврата по которому не превышает одного года, неустоек (штрафов, пеней) и иных платежей, не входящих в подлежащую возврату сумму потребительского кредита (займа). Цена вышеупомянутого иска не может превышать полуторную величину суммы денежных средств, предоставленных по соответствующему договору потребительского кредита (займа).

Предусматривается, что Федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Категории:
Противодействие злоупотреблениям
Источник:
Государственная Дума РФ
Стадии:
Разработка
0




Copyright © 2012 - 2019 Ассоциация «НП РТС». Все права на информацию и аналитические материалы, размещенные на настоящем сайте, защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Воспроизведение, распространение и иное использование информации, размещенной на настоящем сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия Ассоциации «НП РТС».

Информация о владельце сайта